nbochkarev (nbochkarev) wrote,
nbochkarev
nbochkarev

Информационная культура молодежи. Вызовы и проблемы.

  Наша жизнь протекает в удивительно новом качестве. Никогда раньше за всю многотысячелетнюю историю человеческого общества  человек не оказывался в таком информационном состоянии как сейчас. Раньше на протяжении одной человеческой жизни вокруг практически ничего не менялось. Теперь же каждый из нас видит многочисленные изменения в окружающем нас социуме, информационном состоянии нашего общества.Счеты – ламповые ЭВМ – калькуляторы на транзисторах – персональный компьютер – планшеты и микропроцессоры. Все меняется с все большей скоростью. Теперь мало научиться работать на персональном компьютере, моментально появляются все новые гаджеты и операционные системы, программы, новые приложения и т.д. И их постоянно нужно осваивать, самостоятельно учась всю жизнь, так как они прочно вошли в нашу повседневную жизнь.
  Все это следствия вызванные процессами информатизации и глобализации общества. С одной стороны – это качественный скачок в будущее, расширяющее рамки человеческих возможностей. Безусловными плюсами которого являются: оперативность, доступ к уникальной информации, огромные объемы информации, новые возможности общения. Но есть у этого, подчеркну - необратимого, процесса и отрицательные стороны.  В связи с очень быстрым развитием информационных технологий, интернета, возросла доступность содержания информационных ресурсов. Интернет стал одним из самых главных источников получения информации. Сегодня эта информация очень существенно влияет на процесс саморазвития, становления личности, развития информационной культуры молодежи.  Но необходимо учитывать, что зачастую информационные источники не всегда дают достоверную информацию. Так же огромная часть этой информации носит развлекательный, паразитирующий на человеческих инстинктах, коммерческий и политизированный характер.  Очень много малосодержательной и хаотически расположенной информации практически невозможно использовать в воспитательных и образовательных целях. Это приводит к духовной бедности, нравственному упадку личности, дефициту чувства национального самосознания, а так же к известному ныне синдрому «поверхностного чтения», когда человек не способен читать тексты размером больше нескольких предложений.
«Информационный мир» существенно ближе к восприятию органами человека. В результате реальный физический мир, существующий обособленно от человека, заменяется симулякрами, информацией созданной другими людьми о мире. Более того «информационный мир» становится посредником между физическим миром и человеком.
  Сегодня людей с головой утонувших в виртуальной интернет – реальности и компьютерных играх называют больными «социальным аутизмом». Уже существует такой термин, как интернет-зависимость. Молодежи в виде компьютерных игр навязывается «виртуальная аномия», которая отвергает все моральные и социальные нормы. Это очень опасный процесс, так как объектом воздействия выступает подрастающее поколение с зачастую еще совершенно не сформированными нравственными ориентирами. Такое явление напрочь забирает у человека способность к устойчивой социальной коммуникации и приводит к снижению интеллектуальных способностей и  психическим расстройствам. Уводит молодежь от профессиональной и общественно значимой подготовки. Формирует асоциальное поведение личности, затрудняющее адаптацию к жизненно необходимым сферам деятельности.
По сути - это обнуление потенциала реальности и творящего человека. Карл Маркс называл такой феномен отчуждением и признавал отчуждение более опасным, чем эксплуатация.
  Таким образом мы попали в противоречивую ситуацию, когда владение информационными технологиями повышает информационную культуру молодежи, но так же изменяет приоритеты саморазвития, направляя их в сторону «социального аутизма», виртуального мира, на пустое времяпрепровождение компьютерными играми и общением в сети во вред учебной и познавательной деятельности.
Перед нашей страной и обществом в целом остро встает задача повышения информационной культуры молодежи, разработки научных подходов с целью побуждения молодежи к саморазвитию в условиях все возрастающей роли информационных технологий и глобализации. Представляется возможным и необходимым ввести в образовательную программу и разработать такой предмет, как методология самообразования. В двадцать первом веке, веке информации, особое значение приобретает осознание ведущей роли информации в общественном развитии, формирование информационной культуры молодежи.   Сегодня нам крайне необходима целостная государственная информационная политика, разработкой которой должны заняться все социальные институты страны. Базой информационной культуры является культура чтения, которая воспитывается в семье, школе, вузе. Структуры культуры и образования имеют цель передать свои знания, навыки, мастерство и культурное наследие человеку. В мире информации мы все являемся проводниками между знаниями, культурным наследием страны и обществом.
В свете вышеизложенного представляются необходимыми решительные действия государственных институтов и органов в сфере:
- формирования информационной культуры среди молодежи, ее информационной грамотности, информационного поведения, информационного мышления, мировоззрения и т.д.;
- обучения молодежи современным информационным технологиям для ее практической деятельности и самообразованию;
- развития творческого потенциала молодежи;
- проработки проблем адаптации молодежи к все более быстро меняющимся информационным технологиям;
- контроля и цензуры образовательных и воспитательных материалов, а так же контента не предназначенного для просмотра лицам не достигшим совершеннолетия в сети с открытым доступом.
  Только общество с людьми, обладающими высокой информационной культурой, способно эффективно справляться с вызовами современного мира.
Tags: информ, информационная культура молодежи, развитие молодежи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments